ОСТОРОЖНО “Свидетели Иеговы” !
Прокуратура Псковской области
180600, г. Псков, ул. Некрасова, 54,
Электронный адрес: ppomto@mail.ru
Факс: 66-80-78
тел. приемной 66-31-49, вахта 66-09-80.
Управление внутренних дел Псковской области
180004, г. Псков, Октябрьский проспект, д.48
тел. дежурной части (811-2) 66-16-49, факс (8112) 72-41-37
тел. приёмной 72-41-37
Электронный адрес: pskic@giz.mvd.ru
Управление Федеральной службы безопасности России по Псковской области
180004, г. Псков, Октябрьский проспект, д.48
Электронный адрес: fsbpskov@ellink.ru
Номер факса: 66-91-61
Дежурный: тел. 2-35-90, 66-20-16
На главную
Как не попасть в секту
История секты
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации
"Свидетели Иеговы"
Общие сведения о религиозной организации "Свидетели Иеговы". Религиозная организация "Свидетели Иеговы" ведет начало с 70-х годов XIX века, когда первая группа была образована в США неким Ч.Т.Расселлом, решившим представить публике еще одно прочтение Библии и на этой основе организовать новый культ. Создание собственных, "ори¬гинальных" трактовок Библии характерно для позднего протестантизма и особенно активно этот процесс умножения все новых и новых культов и сект происходил именно в США, поскольку традиционное христианство в этой стране изначально имело гораздо меньшее влияние, нежели в Европе. Как известно, протестантизм отвергает полностью или частично Предание Церкви, т.е. всю сумму христианской культуры (догматику, богослужение, таинства и обряды, церковную иерархию и т.д.) за исключением только лишь одной части Предания - Библии, Священного Писания. Тем самым осу¬ществляется разрыв с исторической христианской традицией и открывается возможность для бесконечного, в принципе, процесса создания новых "христианских вероисповеданий". Разногласие какого-либо последователя с данным реформатором порождает новый культ, который тоже, в свою оче¬редь претерпевает разделения. В настоящее время религиоведы насчитыва¬ют до 130 более менее устойчивых вероисповеданий протестантского про¬исхождения и новые культы этого типа постоянно возникают, в том числе и в нашей стране.
В 1889 г. вышел первый номер издания под названием "Сионская Сто-рожевая башня и вестник присутствия Христа". Из штата Пенсильвания культ распространился на другие регионы США и в 1884 г. было официаль¬но зарегистрировано Общество "Сионской Сторожевой Башни". С 1909 г. центром организации избран и остается поныне Бруклин, штат Нью-Йорк.
Произвольная трактовка Библии сама по себе не может породить ре-лигиозную организацию. Для этого необходимо сформировать некую новую догматическую систему и, что самое главное - создать жесткую иерархи¬ческую структуру для "продвижения" культа в массы, для вербовки новых последователей и распространения доктрины. Поэтому с самого начала и по сей день основным занятием членов организации является распростра-.. нение информации о культе и вербовка новых членов - "свидетельствова ние". Посещение частных домов, квартир, учреждений, предприятий, обра¬щение к прохожим на улице, соседям, коллегам по работе и т.п. осущест¬вляется массированным образом "по квадратам" подобно тому, как менед-жер обходит все точки, где он может предложить свой товар. Вся система действует по принципу коммерческого предприятия, каковой, в сущности, и является. В связи с чем подобные организации на Западе иногда отка¬зываются регистрировать в качестве религиозных; как например известную Церковь Саентологии Рона Хаббарда.
В 1916 г., после смерти основателя культа, его преемником стал Дж.Рутефорд. Возросло число членов организации, тиражи изданий. С 1931 г. организация приняла название "Свидетели Иеговы" для того, "чтобы отделить себя от вероисповеданий христианского мира" /5/. К тому вре¬мени деятельность секты уже приобрела скандальную известность и вызва¬ла определенное сопротивление как со стороны более ранних протестант¬ских конфессий, традиционно влиятельных в США, так и со стороны влас-
с тей. Последовали многочисленные судебные процессы, где "свидетели" пы-тались отвергать выдвигаемые против них обвинения со, стороны государс-твенных органов, религиозных и общественных организаций, групп общест-венности и частных лиц, в том числе родственников членов культа и пор¬вавших с культом людей. С 40-х годов началась активная миссионерская деятельность в различных странах мира, также вызвавшая судебные разби рательства и скандалы. В 1976 году последовала реформа системы руко¬водства культом и с тех пор управляет делами организации Руководящая Корпорация, состоящая ныне из 11 человек. Помимо "религиозной деятель¬ности" и соответствующего пропагандистского обеспечения, публикации и распространения массовых печатных изданий Корпорация занимается орга¬низацией производства иных товаров и услуг, в том числе продуктов пи¬тания, владеет обширной собственностью, участками земли, зданиями, гостиницами, предприятиями. На предприятиях и производствах организа-
ции "каждый работник получает небольшую сумму денег на личные расходы"
Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних десятилетий активно изучают феномен так называемых деструктивных куль¬тов. В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является название - тоталитарная секта. Используется и название - асоциальный культ. Особенно актуальной эта проблема стала для российского общества в последние 5-7 лет, когда масштабы и последствия деятельнос¬ти подобных культов приняли характер стихийного бедствия, грозящего национальной культуре и ментальности глобальной катастрофой. Главными предпосылками особой катастрофичности результатов сектантской пропа-.ганды являются низкая духовная культура россиян, искуственно оторван¬ных на протяжении трех поколений от религиозной жизни и потерявших ис¬кушенность и опытность в религиозных вопросах, кризисное экономическое и политическое положение, порождающее неустойчивость и конфликтность, а также особенно организованная и массированная сектантская пропаганда с использованием всех средств, предоставляемых неограниченными финан¬совыми, и техническими возможностями.
Следует отметить, что на Западе, где и возникло большинство по¬добных культов в настоящее время накоплен достаточно большой материал об их деятельности, разработано и действует соответствующее законода¬тельство в целом обеспечивающее адекватную защиту общества. В нашей стране это еще только предстоит сделать., а пока деструктивные культы обладают практически полной свободой действий.
Деструктивные культы (тоталитарные секты) определяются как особые авторитарные иерархически выстроенные организации использующие наиме-нования:- религиозные, политико-религиозные, психотерапевтические, оз-доровительные, образовательные, научно-познавательные, культурологи¬ческие, искусствоведческие и др. которые практикуют:
- обманную вербовку; - прибегают к использованию контроля сознания членов, психологи¬
ческому давлению, запугиванию и иным незаконным формам удержания чле¬
нов в организации;
- ориентируют членов организации и всю ее деятельность на отрица¬
ние существующих религиозных и культурных ценностей и агрессию в отно¬
шение традиционного образа жизни людей.
Именно глобальная антикультурная ориентация какого-либо сообщест¬ва, принимающего позицию отрицания в отношении всей СОВОКУПНОСТИ чело¬веческой КУЛЬТУРЫ и опыта за ее собственными пределами позволяет гово¬рить о сектанском- характере этого сообщества и именовать его сектой.
Комплексный анализ вероучения и иных аспектов деятельности рели¬гиозной организации "Свидетели Иеговы" позволяет, по этим признакам, определенно относить ее к числу деструктивных культов (тоталитарная секта) .
Признаки деструктивного культа (тоталитарная секта) в вероучении религиозной организации "Свидетели Иеговы".
К числу взглядов и идей, представляющих несомненную опасность для общества и распространяемых организацией "Свидетели Иеговы" следует отнести прежде всего весь эсхатологический комплекс (представления о будущем, о "конце света" и "новой жизни") вероучения секты. Именно эти идеи и представления являются "нервом" всей доктрины и наиболее актив¬но используются как для привлечения новых членов, так и для запугива¬ния, удержания в секте. Учение о скором конце света, глобальной миро¬вой катастрофе, культивируемое и распространяемое "Свидетелями Иеговы" является типичным образцом провоцирования массового психоза, его отли¬чает крайний аморализм. Некоторое представление об опасности подобных идей в случае их активного вбрасывания в общество может дать известная история с сектой местного происхождения "Белое Братство".
Особую потенциальную угрозу содержит то обстоятельство, что сог-ласно вероучению "Свидетелей Иеговы" глобальная катастрофа должна раз¬разиться в ближайшее время, буквально со дня на день. Поэтому руково¬дители секты ныне сами являются заложниками своих "теорий" и еще неиз-вестно,как они будут находить выход из создавшегося положения, грозя¬щего им потерей своего влияния. Дело в том, что организацией "Свидете-ли Иеговы" 1914 год установлен тем рубежом, за которым мировая катаст¬рофа должна наступить на протяжении жизни одного поколения. "Некоторые люди, которые жили в 1914 году , будут еще живы, когда этой системе придет конец" /7/. В складывающейся ситуации для руководителей секты остаются только два пути: либо кардинальная смена вероучения, либо "провоцирование" конца света, оказание, так сказать, "помощи" Богу в осуществлении этого мероприятия. Как это делается мы уже видели в слу¬чае с сектой "Аум Синрике" - путем организации и проведения террорис¬тических актов в отношении ничего не подозревающего мирного населения с применением средств массового поражения.. В публикациях секты гово¬рится, что "Мы живем теперь под гнетом злой системы, той, что скоро превратится в пыль и прах. Всею силой НУЖНО С нею нам бороться.." /12/, "в настоящее время уже существует собранный остаток сонаследни¬ков -Христа" /9/.- История может считаться завершенной и жизнь челове-чества в любой момент прекращена. Таким образом, нам всем приходится только дожидаться, какие соображения в руководстве "Свидетелей Иеговы" возобладают и какое решение будет ими принято: цинично реформировать доктрину секты, рассчитывая на полную управляемость ее членами или


громко "закончить дело", а до того мы вынуждены оставаться заложниками этой ситуации, причем подавляющее большинство и не подозревает об этом
Что же ожидает человечество, по убеждениям сектантов в самое бли-жайшее время и какое будущее "всею силой" ресурсов своей организации они нам готовят? Россиянам, судя по всему, будет легче, чем людям на Западе представить и оценить это будущее, исходя из нашего недавнего исторического прошлого. Конечно, если мы не все еще забыли. А будущее это такое: осуществится уничтожение "мира Сатаны". Что такое "мир Са¬таны"? "Мир Сатаны - это организованное человеческое общество, которое существует отдельно от видимой организации Бога" (т.е. все люди, не входящие в организацию "Свидетели Иеговы") /11/. Далее разъясняется подробно, что это "ложные религии" (все, кроме "Свидетелей Иеговы"), "политические системы", "коммерческая система" и т.д.. Бог "удалит ны¬нешние правительства, чтобы проложить дорогу своему справедливому пра¬вительству, которое будет править всей землей" /11/, "война Бога ПРО¬ЛОЖИТ ПУТЬ к справедливой новой системе". "Сначала те, кто переживет Армагеддон, будут очищать землю, удалять руины этой злой системы". Надзирать за ходом работ будут "верные мужчины, которые будут следить за тем, чтобы исполнялись все... законы и инструкции" /11/. Таким об¬разом, "устранив все другие правительства, правительство Бога удовлет¬ворит все действительные потребности людей" /11/.
Не правда ли, все это до боли знакомо. И эта злосчастная идея о грядущем вскоре рае на земле для "чистых" с соответствующим перед тем уничтожением "нечистых", "козлоподобных людей" в понятиях секты и эта терминология строителей рая на крови с "надзирателями", следящими за правильным ходом общественных работ по уборке "руин старой системы" и неукоснительном соблюдении законов и инструкций, исходящих от обладаю¬щей высшей мудростью "руководящей корпорации". Тоталитарный рай для оставшихся в живых "овцеподобных" планируется установить на тысячу лет. После того, как "истребятся все, кто не войдет в новое сообщест¬во" , "уничтожатся государства и их военная мощь", начнется строитель¬ство "абсолютно мирного и гармоничного общества, не знающего предрас¬судков и ненависти, политических разногласий и войн" /15/. "Всем будет обеспечена экономическая безопасность... цветущее здоровье... увлека-тельная работа... полная безопасность и ... бесконечная жизнь" /15/.
Видимо "война Бога" не обеспечит полного уничтожения "козлоподоб¬ных людей" и' в течение тысячелетнего райского царства тем не менее потребуются дополнительные чистки. Чтобы оставаться в раю, нерадивому

работнику "придется стать честным человеком... Лицам же, которые выс¬тупят ПРОТИВ справедливого правления Бога, не будет позволено продол¬жать жить и омрачать мир и радость ДРУГИХ. ОНИ получат неблагоприятный ПРИГОВОР.. . "/15/. Исправительных лагерей не предусмотрено, недовольные сразу уничтожаются, поэтому обустройство нового рая ложится на плечи "овцеподобных". "Представь себе удовлетворяющий и испытывающийначало чудесной новой эры...труд, который предстоит нам в области строитель¬ства, архитектуры ландшафта... и многих других сферах!" /15/.
Люди старшего поколения, сумевшие избежать "неблагоприятного при¬
говора", вследствие чего им "было позволено продолжать жить" в свое
время имели возможность оценить всю прелесть удовлетворяющего труда в
области строительства и архитектуры ландшафта. И такая "религиозная
проповедь" вызовет в них однозначную реакцию -. стремление привлечь к
работам по архитектуре ландшафта где-нибудь на Крайнем Севере самих
авторов подобных теорий и распространителей подобной литературы. А вот
растерянная, духовно дезориентированная молодежь рискует снова насту¬
пить на те же грабли, сделаться проводником преступных идей и жертвой
тоталитарных организаций. Тем более, что "Свидетели Иеговы", помимо
традиционного и известного нам набора райских благ "в будущем" обещают
еще и возможность пользоваться ими вечно.
Остается только удивляться тому, как вообще столь неприкрытая проповедь ультраэкстремистского безумия и террора может свободно расп¬ространяться в стране, в обществе, только что пережившем и это безумие и этот террор и потерявшего при том миллионы жизней; понесшего, неис¬числимые материальные потери. Одного публичного или печатного заявле¬ния "Свидетелей Иеговы" или любой иной подобной организации о таких планах в отношении россиян в нашей стране должно быть достаточно для немедленного привлечения ее руководства к суду за посягательство на жизнь, свободу и безопасность граждан. И уж во всяком случае такая ор¬ганизация не должна иметь официальную регистрацию, свободно распрост¬ранять свою пропаганду, проводить мероприятия. Кроме того, "Свидетели Иеговы" - секта иностранного происхождения, руководится из США и, как японская секта "Аум Синрике" может служить инструментом вмешательства в наши внутренние дела, дискредитации государства и подрыва националь¬ной безопасности. Мы полагаем, что свободное распространение антигу-манных идей, пропаганда таких человеконенавистнических взглядов глубо¬ко оскорбляет, чувства всех россиян вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности, политических взглядов и должно повлечь


соответствующие действия органов прокуратуры по юридическому адресу организации "Свидетели Иеговы".
В своей проповеднической и миссионерской деятельности "Свидетели Иеговы" активно прибегают к "обманному использованию и фальсификации Библии", спекулируя на ее безусловном авторитете - как религиозном, так и общекультурном. Для этого используется особая система переводов и толкований с целью извращения, подтасовок и подлогов библейских текстов в требуемом направлении и дискредитации церковного понимания Библии. Там где это считается возможным используется общепризнанный авторитетный синодальный перевод, восходящий к Септуагинте (переводу "семидесяти"), там же, где его текст неугоден - иные переводы. Неиску¬шенный в библеистике читатель не в состоянии проследить и проверить по
тексту все случаи подмены. Например, в "Темах для библейских разгово¬ров" /б/ говорится, что Сын Божий - "сотворен" и следует ссылка на Библию, хотя в указанном месте читаем: "рожденный прежде всякой твари" /Колос. 1.15/, что с религиозной точки зрения является принципиальным различием.
Поистине варварское отношение "Свидетелей Иеговы" к христианскому культурному наследию задано уже в ее самоопределении и изначальном от¬ношении к христианству. Сектанты называют себя' "христианами" /4. 11.1996/, пишут: "мы, как христиане..." /10/, говорят о "христианской проповеднической деятельности" и в то же время заявляют, что "не.имеют ничего общего с христианским миром" /13/. Уровень абсурда и логической культуры секты при' высказываниях о христианстве можно представить, по достоинству оценив такие, например, высказывания: "Народы и церкви христианского мира не являлись и не являются христианскими" /7/ или ""Христианским миром" называется та часть мира, где преобладает хрис¬тианство" - уже без кавычек! "Свидетели Иеговы" беззастенчиво спекули¬руют церковными понятиями, образами и представлениями, стараясь найти в них опору своим антигуманным теориям. Так утверждается, что "Иисус Христос отказался стать политическим правителем" /11/, но именно ему приписывается политическое господство в "царстве Бога". Говорится, что "не человек, а Иисус Христос является нашим руководителем" /10/ и од-новременно отрицается церковное учение о божественной природе Христа. Но если не человек, то кто же? В /б/ пишется, что "Иисусу Христу не нужен непрерывный ряд священников", а в /9/ нечто совершенно противо¬положное: "из Иерусалима пришли представители руководящей корпорации, состоящей из апостолов и старейшин и передали им Святой Дух". В пос-
ледней цитате - яркий пример использования "новояза", искусственных терминов для обозначения привычных и известных вещей - "руководящая корпорация" в отношении церковной иерархии, что также является извест¬ным приемом и признаком деструктивного культа (тоталитарной секты). Показателен факт, что в литературе "Свидетелей Иеговы" употребляется •при датировках форма "до нашей эры" и "нашей эры", хотя для христиан единственно возможной является - "до Рождества Христова" и "по Рож-деству Христову". Все это можно расценивать только как беззастенчивую спекуляцию авторитетом Библии и христианства в своих целях - обманной вербовки и привлечения к себе симпатий и средств как к "истинным хрис¬тианам". И неслучайно Церковь рассматривает деятельность сект, подоб¬ных "Свидетелям Иеговы" как антицерковную по сущству и провокационную, работающую объективно на дискредитацию христианства. Однако в религи¬озной культуре не существует "патентного права" и "права интеллекту¬альной собственности". Потому сколько бы "Свидетели Иеговы" не извра¬щали понятия исторической Христианской Церкви, никто не может их прив-лечь к ответственности.
Более точный богословский анализ подтасовок и искажений библейс-ких текстов, который не входит в нашу задачу, показал бы массированный характер злоупотреблений секты в этой области. Однако и простой рели¬гиоведческий анализ структуры мировоззрения и пропаганды, системы нравственных норм организации "Свидетели Иеговы" определенно выявляет ярко выраженную агрессию в отношении лиц, групп людей, народов, инсти¬туций, конфессий и т.д. Заявляя о себе как "религиозной организации" "Свидетели Иеговы" особенную ненависть демонстрируют именно к религиям и именно к тем, которые имеют давнюю историю, основательный культурный фундамент. Это и понятно, так как именно культура, традиции данного образа жизни придают народам, обществам необходимую устойчивость, столь нежелательную в видах сектантской пропаганды. При этом использу¬ется клевета, ни на чем не основанные обвинения, подтасовки, угрозы, оскорбляются религиозные чувства миллионов людей. Приведем некоторые характерные цитаты: "В XX веке фактически все религии, а не только ре¬лигии христианского мира несут ответственность за войны... и далеко зашедшее нравственное вырождение человечества" /4, 1,02,1995/, все ре¬лигии - "ложные религии". "Мир и безопасность - недостижимые цели. Ре¬лигии - огромное препятствие в достижении мира... религии будут пол¬ностью разрушены" /4, 1,10,1995/
Совершенно неприемлема резко антицерковная позиция "Свидетелей


Иеговы" в условиях, когда российское общество в существенной своей части обращается к ценностям православного христианства, как и других традиционных вероисповеданий народов России в поисках духовных идеалов и стремлении нравственного оздоровления, когда сама Церковь как инсти¬тут с трудом преодолевает тяжелые последствия массовых репрессий.
Признаки деструктивного культа (тоталитарной секты) содержатся и в иных аспектах вероучения "Свидетелей Иеговы", которое в целом имеет ярко выраженную асоциальную направленность. Существуют многочисленные запреты: на общественную и политическую деятельность, использование донорской крови в необходимых случаях, медицинские процедуры (анализы и т.п.)/ службу в Вооруженных силах, в том числе альтернативную служ¬бу, общение и социальные связи. Эти запреты безусловно нарушают права человека и безопасность общества. Воспитывается отношение к государс¬тву и обществу как "врагам Божиим", которые должны быть уничтожены.
Признаки деструктивного культа (тоталитарная секта) в способах вербовки и удержания членов в организации "Свидетели Иеговы" заключа¬ются в использовании приемов обманной вербовки, сокрытии существенных положений вероучения при вербовке, использовании средств психологичес¬кого давления и принуждения для удержания в секте. Исследователи дест¬руктивных культов выделяют некоторые типичные признаки и критерии, свидетельствующие о наличии психического насилия и практически все эти признаки и критерии присутствуют в деятельности организации "Свидетели Иеговы". Рассмотрим их последовательно:
1. В характере руководства организацией:
- Наличие претензий на исключительную мудрость, требования бесп¬
рекословного согласия с властью или привилегией руководителя или "ядра
лидеров". Вначале деятельности "Свидетелей Иеговы" такие привилегии и
власть имел основатель секты и его преемники. Позднее возникло "ядро
лидеров", которое сакрализовано в качестве элиты. В учении секты - яр¬
ко выраженный элитаризм. Избранные 144 000 человек - "соцари Христа"
на верху пирамиды. Ниже располагается тоталитарная иерархическая сис¬
тема "руководящей корпорации" со "старейшинами", "разъездными надзира¬
телями", "правовыми комитетами" и проч. организующая и направляющая
жизнь основной массы "собратьев"
- Характер подчинения руководству: даже если оно производит серь¬
езные изменения в идеологии от последователей ожидают, что они соот¬
ветственно приспособят свои взгляды, демонстрируя тем самым неограни-
ченую верность своему руководству.


Ярким примером из истории "Свидетелей Иеговы" является случай с отменой запрета на вакцинацию для членов секты в 1952 году. По учению секты "нельзя употреблять кровь", а потому запрещены переливания кро¬ви, донорство, иные медицинские процедуры с использованием элементов крови, а ранее - и вакцинация. Надо сказать, что эти запреты абсолютно бесмысленны, поскольку в мясе всегда сохраняется до половины крови жи¬вотного, а секта не исповедует вегетарианство. Подобные абсурдные зап¬реты и требования являются эффективным средством создания замкнутой группы и обособления ее от "внешних", служат тонко рассчитанным психо¬логическим механизмом "привязки" человека и потому также оцениваются в качестве признака деструктивного культа (тоталитарной секты). .Когда в законодательство многих стран было введено положение, согласно которо¬му при въезде в страну стали требовать свидетельства о прививках руко¬водство секты столкнулось с препятствием в расширении масштабов своей миссионерской деятельности. Очевидно, что законодательство не могло быть изменено по требованиям сектантов. И тогда, исключительно в целях расширения масштабов деятельности и вербовки, запрет на вакцинацию был снят. Однако все иные запреты, связанные с использованием крови оста¬ются в силе и членов организации убеждают неукоснительно выполнять их. - Строгие обязанности членов секты соблюдать внутреннюю дисципли¬ну поведения, участвовать в мероприятиях. Полное преобладание группо¬вых установок и целей над индивидуальными, полное бесправие рядового /члена группы в отношении группы и сакрализованного ("правительство Бо-, га", "руководящая корпорация") руководства.
Члены организации "Свидетели Иеговы" вовлекаются в. непрерывную череду "служений", о которых требуются регулярные отчеты - о пропове¬дях, посещениях с предложениями вступления в организацию и т.п. Ведет¬ся мелочный контроль с исчислением буквально каждого часа проведенных мероприятий. Так, в Отчете за 1995 год /16/ скрупулезно подсчитаны не только "число крестившихся", "число пионеров", "число собраний", но и "число изучений Библии" -¦ 4 865 060 и даже "число часов изучения" - 1 150 353 444 по всему миру. От вошедшего в организацию вскоре требуют прекратить членство во всех иных организациях, разорвать с традицион-ными религиями даже в малозначащих элементах обряда, праздников и т.п. Анекдотичным примером "показательной порки" является случай в 1981 произошедший с Реймондом Френцем, членом правления Общества и племянником президента, который был исключен из членов организации за вкушение пищи с другом, не принадлежащим к "Свидетелям Иеговы".


при возникновении конфликтной ситуации у члена организации с об¬ществом, например в случае отказа от медицинской помощи или препятс-твовании ее оказанию (переливание КРОВИ В секте запрещается и детям сектантов) сам член организации не может самостоятельно решить вопрос в соответствий со своим пониманием ситуации. Организация оставляет за собой право оказывать давление не только на врачей, юристов, государс¬твенных чиновников, но и на самого сектанта оказавшегося в затрудни¬тельном положении. Известно, что психика человека, только-что перенес-шего тяжелую травму, попавшего в катастрофу и т.п., находящегося в кризисной фазе опасного для жизни заболевания неустойчива, всякое гру¬бое на нее воздействие может быть чрезвычайно опасно для психического здоровья. Поэтому такое давление, запугивание, психическое принуждение человека находящегося в ослабленном, болезненном или опасном для жизни состоянии является прямым преступлением и несовместимо с принципом свободы совести, правом личности самостоятельно решать свою судьбу.
2. В характере представления ДОКТРИНЫ:
- Есть доктрины для внутреннего употребления и внешние (фасадные,
рекламные). Примером служат лицемерные реверансы в сторону традицион¬
ных религий, которые вменяется использовать вербовщику при "мягкой
вербовке" чтобы сразу не отпугнуть жертву. Одновременно вербовщику да¬
ется внутренняя установка типа: "не все, заявляющие о своей привержен¬
ности христианству (буддизму, магометанству и т.д.) действительно.хо¬
рошо знакомы с вероучением данной религии, глубоко понимают ее доктри-
ны и т.д. и потому необходимо вовлечь их в разговор и т.д." /12/.
В разговоре с буддистом наставления рекомендуют подчеркивать, что "мы не имеем ничего общего с христианским миром"; с евреем, что "мы покланяемся Богу Авраама" и "наша цель - найти духовную истину". Хотя очевидно, что это является откровенной ложью и никаких "поисков духов¬ной истины" вербощик не ведет. Такие же приемы специально разработаны для вербовки людей из иных культур - индуистов, мусульман и т.д.
Настоящей энциклопедией уловок и ухищрений являются наставления /3/, где от вербовщиков требуется учет буквально всех обстоятельств при которых им приходится действовать, оказывать влияние на людей - от выражения лица при декламации "радостных" или "угрожающих" фрагментов учения до формы одежды и положении ног и рук при выступлении.
- Формируется в той или иной степени убеждение, что "цель оправ¬
дывает средства"- и любое действие приемлемо, если оно способствует це¬
лям организации или исходит от руководства. Формируется тоталитарное


мировоззрение (синдром "мы - они") с тенденцией отрицать все права и свободы "их". "Должна существовать только одна истинная религия" /11/. В отношении внешних, "козлоподобных людей" заранее оправданы любые санкции. См. выше о "мире Сатаны " и судьбе людей, которые будут не сог¬ласны с действиями "правительства Бога».
- Одобряется и оправдывается аморальное поведение при претензиях
нк доброту и громких заявлениях о любви к людям, добре, благотвори¬
тельности и т.п. Так, осуждается Церковь за учение об аде, утверждает¬
ся, что не морально приписывать Богу наказание грешников, страдания. В
то же время подчеркивается, что "неверные", "козлоподобные люди" будут
уничтожены, а отступники будут получать "неблагоприятный приговор" и
"им не будет позволено продолжать жить" как будто эти санкции не вле¬
кут Для людей страданий. Показателен и запрет на благотворительность в
отношении "внешних" на нужды и потребности которых можно не обращать
никакого внимания. .
- Внушается, что членство в организации дает доступ к особым воз¬
можностям, силам и привилегиям. Только членам организации "Свидетели
Иеговы" обещается место в будущем раю с удовлетворением всех потреб¬
ностей, бессмертием, прекрасным неувядающим здоровьем и т.д.
- Верования группы - абсолютная истина и они выше мирских зако¬
нов, которые могут быть в любое время попраны. Законы "этой системы
вещей", которым пока вынуждены подчиняться члены организации являются
порождением Сатаны и будут вскоре и полностью разрушены. В настоящее
время подчинение им вынуждено, необходимо активно действовать для ско¬
рейшего разрушения "этой системы вещей" и наступления "царства Бога11.
3. В механизмах создания и поддержания членства в организации:
- Наличие активной и пассивной вербовки, веера методических прие¬
мов вербовки, что свидетельствует о том, что численный рост секты яв¬
ляется главной целью.
- Специальная система подготовки агентов, осуществляющих вербовку
ёо всех аспектах их деятельности. См. выше, по книгам /6, 8, 9, 13/.
- Создание атмосферы проведение особых ритуалов
посвящения, копирующих или имитирующих подобные ритуалы традиционных
религий. Этому служит вся система культовых действий в секте, "креще¬
ния" и т.п.
- Создание и поддержание в адептах чувства страха и вины. Прово¬
цирование психически неустойчивых состояний (в том числе и путем вве¬
дения массы запретов), эмоциональных пиков (массовые мероприятия секты


ровых и сверхъестественных санкциях или смерти за отступничество. Вы-живание возможно только в организации. Все отступники будут "уничтоже¬ны Богом" . "Божие Царство - это реальное правительство; которое имеет силу и власть" /12/.
- Создание прямой или скрытой зависимости - психологической, фи¬зической, финансовой, материальная эксплуатация. Члены организации трудятся в многочисленных коммерческих предприятиях секты, получая "небольшую сумму денег на личные расходы". Благотворительность позво-лятся только на нужды секты и т.п. Запреты создают различные виды за¬висимости из которых наиболее аморален запрет на переливания крови де¬тям, которые психологически не в состоянии сами постоять за себя, бу¬дучи в понятной зависимости от родителей.
Анализ психологических методов и приемов, рекомендуемых для ис-пользования ПРИ вербовке и работе с членами культа, представленных в изданиях "Свидетелей Иеговы" /1, 2, 5, 8, 9, 13, 14/ также свидетель¬ствует, что основной задачей деятельности организации является вовле¬чение возможно большего числа новых последователей с целью их духов¬ной, психической и материальной эксплуатации. Все остальные аспекты работы являются второстепенными, служебными. Главное - завербовать но¬вых членов и расширить влияние. При этом используются все методики, которые известным исследователем деструктивных культов д-ром М.Т.Син-гер выделены в качестве модельного комплекса методов контроля мышления и поведения индивида:
- завоевание контроля над временем человека, особенно за временем
мышления в ходе ежедневных обязательных "изучений Библии";
- создание ощущения беспомощности у новичка, в то же время обес¬
печивая его новыми моделями для поведения, "служениями";
- манипуляция вознаграждениями и наказаниями, привилегиями в ие-
рархиической структуре и санкциями;
- использование измененных состояний" сознания формируемых на мас¬
совых мероприятиях для кардинальной переоценки прежнего жизненного
опыта;
-.создание плотно контролируемой системы, в которой личность, отступающую от взглядов организации заставляют чувствовать себя так, словно с ним что-то врожденно неправильно и с чем следует разобраться.
Секта не приемлет компромиссов (кроме случая необходимых измене¬ний "сверху").- Так, запрещая службу в Вооруженных силах, запрещаются и все альтернативные виды службы и даже помощь раненым, поскольку она


рассматривается как содействие их возвращению в строй.
Подобное комплексное давление на человека буквально загоняет его в угол, незаметно для индивида полностью деформирует его личность и ставит под контроль и управление другими людьми.
Заключение.. Организация "Свидетели Иеговы" вполне подпадает под определение деструктивного культа (тоталитарная секта) по всем призна¬кам такой организации, разработанным в настоящее время зарубежными и отечественными исследователями этого феномена. Налицо установка на глобальное противостояние с "внешним миром", всеми остальными людьми, агрессивное отрицание всей суммы человеческой культуры, не только в религиозном, духовно-нравственном аспекте, но и во всех иных: полити¬ческом, экономическом, национально-культурном, правовом, обыденном и т.д. Как следствие такой позиции и навязчивой ее пропаганды - разжига¬ние религиозной и национальной розни, проповедь идей абсолютного пре¬восходства одних людей над другими, разрушения семьи, государства, традиционных образов жизни людей, клевета, угрозы, оскорбление религи¬озных и национальных чувств, достоинства личности.
Серьезную опасность для общества представляет деятельность орга¬низации "Свидетели Иеговы" по нагнетанию страха, нервозности, психоза ожидания конца света буквально со дня на день, содержащая потенциаль¬ную угрозу "инициирования" катастрофы путем террористических актов.
Деятельность организации "Свидетели Иеговы" несовместима с между-народным законодательством о правах человека и российскими законами ("О свободе вероисповеданий", "Об образовании" и др.), попирает поло¬жения Конституции РФ в части охраны прав и свобод личности, семьи и защиты государства.
Содержание пропаганды секты, осуществлямой под видом религиозной проповеди оскорбляет достоинство множества людей и организаций - об-щественных, государственных, религиозных, национально-культурных, в целом подрывает взаимопонимание и сотрудничество в обществе и заведомо не соответствует целям и задачам деятельности, заявленным ПРИ офици¬альной регистрации. Совершенно нетерпимой в условиях России является проповедь установления тоталитарного режима в обществе, массовых реп¬рессий, государственного террора, угроза войны и насилия. Все это осо¬бенно оскорбительно для россиян, переживших в недавнем прошлом от то¬талитарных режимов неисчислимые беды и не оправившихся еще от огромных жертв и потерь. Все это, на фоне сохраняющейся в обществе нестабиль¬ности , делает деятельность организации "Свидетели Иеговы" и ей подоб-


ных чрезвычайно опасной и потому государство должно принять срочные меры по правовой и иной защите россиян, решительно пресекать актив¬ность деструктивных культов (тоталитарных сект) на территории России.
Список использованной литературы, издаваемой религиозной органи¬зацией "Свидетели Иеговы" (на русском языке).
1. Журнал "Пробудитесь". Периодическое издание.
2. Свидетели Иеговы и образование. Ныо-йорк, США, 1995.
3. Как кровь может спасти твою жизнь? Нью-йорк, США, 1994.
4. Журнал "Сторожевая Башня". Периодическое издание.
5. Свидетели Иеговы в двадцатом веке. Нью-Йорк, США, 1994.
6. Темы для библейских разговоров. Германия, б/года.
7. В чем смысл жизни? Ныо-йорк, США, 1993.
8. Руководство для Школы теократического служения. Ныо-йорк,США,
1993
9. Организованы проводить наше служение. Ныо-йорк, США, 1990.
10. Объединены в поклонении единому истинному Богу. Ныо-йорк,
США, 1989.
11. Ты можешь жить вечно в раю на земле. Нью-Йорк, США, 1989.
12. Наше царственное служение. Периодический бюллетень.
13. Как завести и продолжить разговор на библейскую тему.
Нью-Йорк, США, 1994.
14. Ежедневно разбирать Писания. Нью-Йорк, США 1992.
15. Жизнь - как она возникла? Нью-Йорк, США, 1992.
16. Ежегодник Свидетелей Иеговы. Ныо-йорк, США, 1996.
Официальный адрес религиозной организации "Свидетели Иеговы" в
России (по /16/): 189 649, Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Танкис¬тов , д. 4..
Экспертное заключение подготовлено специалистами религиоведческой исследовательской группы Института развития личности Российской Акаде¬мии образования по обращению Комитета по спасению молодежи.
Руководитель группы, ведущий научный сотрудник Института, канд. философ.н. ГАЛИЦКАЯ.И.А
Научный сотрудник Института МЕТЛИК И.В.

Сайт создан в системе uCoz